Народные сказки занимают важное место в устном народном творчестве. От поколения к поколению в виде причудливых рассказов несут они нам историю народа.
В результате многолетнего тесного общения марийцев с другими народами в марийские сказки перешло немало сюжетов из сказок других народов, в том числе из русских народных сказок («Девушка – лягушка», «Девушка – сиротка и дочь мачехи», «Два брата»).Вместе с тем, марийские сказки сохранили и свои национальные особенности и оригинальные сюжеты («Солдат и Азырен», «Дочь царя и сын купца», «Почему заяц печален»).
Таким образом, марийские сказки позволяют нам более красочно оценить взаимоотношения с другими народами, узнать об укладе внутренней жизни общины марийского народа.
Можно предположить, что марийские народные сказки явились результатом синтеза марийской и русской национальной культур. Но это не совсем так. Несмотря на влияние других народов на жизнь древних мари, их сказки сохранили свою самобытность и образы. На сказочную фантазию марийцев большое влияние оказывала природа и ее обитатели, традиции и социальное положение народа. Все это нашло отражение в народных сказках.
Так, в сказке «Одежда – невидимка лешего» описывается не только леший, но и его чудесная одежда. В сказке «Глупый муж» показано наказание мужчины за гибель жены в том, что даже род его не сохранился, а на месте дома выросла крапива. По вере марийцев убийство члена семьи, близкого человека было самым страшным грехом.
Очень часто в сказках упоминаются молельные рощи «кюсото», а поп часто играет отрицательную роль, как человек, который представлял другую, навязанную людям веру.
Таким образом, марийские сказки позволяют нам более красочно оценить взаимоотношения с другими народами, узнать об укладе внутренней жизни общины марийского народа.
Можно предположить, что марийские народные сказки явились результатом синтеза марийской и русской национальной культур. Но это не совсем так. Несмотря на влияние других народов на жизнь древних мари, их сказки сохранили свою самобытность и образы. На сказочную фантазию марийцев большое влияние оказывала природа и ее обитатели, традиции и социальное положение народа. Все это нашло отражение в народных сказках.
Так, в сказке «Одежда – невидимка лешего» описывается не только леший, но и его чудесная одежда. В сказке «Глупый муж» показано наказание мужчины за гибель жены в том, что даже род его не сохранился, а на месте дома выросла крапива. По вере марийцев убийство члена семьи, близкого человека было самым страшным грехом.
Очень часто в сказках упоминаются молельные рощи «кюсото», а поп часто играет отрицательную роль, как человек, который представлял другую, навязанную людям веру.
С точки зрения социального положения мари, в марийских народных сказках нет повествования о марийце — царевиче. Мариец может пройти испытания, жениться на царской дочери и стать царем, но это всегда идет как награда за спасение царевны или целого народа. Изначально ни в одной сказке не упоминается, что он был рожден в царской семье, в то время как в русских народных сказках часто главным героем является Иван — царевич. В то же время в горномарийских сказках нередко главный герой является сыном богатого купца и даже отправляется в путешествие на корабле. Это объясняется тем, что город Козьмодемьянск стоял на берегу реки Волги и являлся крупным торговым центром того времени.
Марийские народные сказки создавались веками, а значит, отразили в себе жизнь и историю народа мари, их культуру и национальную религию. Сказки о животных показывают представление людей о природе, о мире, окружавшем людей. Из волшебных сказок мы можем узнать больше об исторических событиях и традициях мари:
— покорение марийцев татарами («Кокша – богатырь», «Чоткар – патыр»)
— присоединение марийского края к Русскому Царству;
— притеснение марийского народа, обложение тяжелыми податями (ясаком) («Гусли – самогуды», «Бедный мальчик»);
— религия народа мари («Маршан и золотой дьявол»).
Все свои традиции, образ жизни, религию описали марийцы в народных сказаниях, которые передавали из поколения в поколение. Но, несмотря на влияние исторических событий, марийские сказки сохранили свою неповторимую самобытность.
Марийские народные сказки создавались веками, а значит, отразили в себе жизнь и историю народа мари, их культуру и национальную религию. Сказки о животных показывают представление людей о природе, о мире, окружавшем людей. Из волшебных сказок мы можем узнать больше об исторических событиях и традициях мари:
— покорение марийцев татарами («Кокша – богатырь», «Чоткар – патыр»)
— присоединение марийского края к Русскому Царству;
— притеснение марийского народа, обложение тяжелыми податями (ясаком) («Гусли – самогуды», «Бедный мальчик»);
— религия народа мари («Маршан и золотой дьявол»).
Все свои традиции, образ жизни, религию описали марийцы в народных сказаниях, которые передавали из поколения в поколение. Но, несмотря на влияние исторических событий, марийские сказки сохранили свою неповторимую самобытность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий