Собрание марийских народных сказок на русском языке читать онлайн

  1. Электронная библиотека
  2. Ларец сказок
  3. Сказки. Рассказы. Стихи
  4. Сказки Поволжья. Марийские сказки
  5. "Сказки лесов" (1972)

Народные сказки занимают важное место в устном народном творчестве. От поколения к поколению в виде причудливых рассказов несут они нам историю народа.

В результате многолетнего тесного общения марийцев с другими народами в марийские сказки перешло немало сюжетов из сказок других народов, в том числе из русских народных сказок («Девушка – лягушка», «Девушка – сиротка и дочь мачехи», «Два брата»).Вместе с тем, марийские сказки сохранили и свои национальные особенности и оригинальные сюжеты («Солдат и Азырен», «Дочь царя и сын купца», «Почему заяц печален»).
Таким образом, марийские сказки позволяют нам более красочно оценить взаимоотношения с другими народами, узнать об укладе внутренней жизни общины марийского народа.
Можно предположить, что марийские народные сказки явились результатом синтеза марийской и русской национальной культур. Но это не совсем так. Несмотря на влияние других народов на жизнь древних мари, их сказки сохранили свою самобытность и образы. На сказочную фантазию марийцев большое влияние оказывала природа и ее обитатели, традиции и социальное положение народа. Все это нашло отражение в народных сказках.
Так, в сказке «Одежда – невидимка лешего» описывается не только леший, но и его чудесная одежда. В сказке «Глупый муж» показано наказание мужчины за гибель жены в том, что даже род его не сохранился, а на месте дома выросла крапива. По вере марийцев убийство члена семьи, близкого человека было самым страшным грехом.
Очень часто в сказках упоминаются молельные рощи «кюсото», а поп часто играет отрицательную роль, как человек, который представлял другую, навязанную лю
дям веру. 
С точки зрения социального положения мари, в марийских народных сказках нет повествования о марийце — царевиче. Мариец может пройти испытания, жениться на царской дочери и стать царем, но это всегда идет как награда за спасение царевны или целого народа. Изначально ни в одной сказке не упоминается, что он был рожден в царской семье, в то время как в русских народных сказках часто главным героем является Иван — царевич. В то же время в горномарийских сказках нередко главный герой является сыном богатого купца и даже отправляется в путешествие на корабле. Это объясняется тем, что город Козьмодемьянск стоял на берегу реки Волги и являлся крупным торговым центром того времени. 
Марийские народные сказки создавались веками, а значит, отразили в себе жизнь и историю народа мари, их культуру и национальную религию. Сказки о животных показывают представление людей о природе, о мире, окружавшем людей. Из волшебных сказок мы можем узнать больше об исторических событиях и традициях мари:
— покорение марийцев татарами («Кокша – богатырь», «Чоткар – патыр»)
— присоединение марийского края к Русскому Царству;
— притеснение марийского народа, обложение тяжелыми податями (ясаком) («Гусли – самогуды», «Бедный мальчик»);
— религия народа мари («Маршан и золотой дьявол»).
Все свои традиции, образ жизни, религию описали марийцы в народных сказаниях, которые передавали из поколения в поколение. Но, несмотря на влияние исторических событий, марийские сказки сохранили свою неповторимую самобытность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий